?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как я и обещал в посте про "Планер Гимли", выкладываю историю ещё одного канадского "планера" - Air Transat 236.



23 августа 2001 года в 8:52 по местному времени из Торонто вылетел аэробус А-330 под командованием капитана Робера Пише и второго пилота Дирка Дежагера. На борту находилось 293 пассажира и 13 человек команды, для трансатлантического перелёта в баки было залито 47,9 тонн топлива, с запасом в 5,5 тонн. Самолёт следовал рейсом 236 Торонто-Лиссабон канадской авиакомпании Air Transat.



Лайнер был построен в 1999-м году на заводах концерна Airbus и в апреле 1999-го года передан авиакомпании Air Transat. А-330 имеет два двигателя фирмы «Пратт-Уитни», расчитан на перевозку 362 пассажиров и сконструирован по принципу «Fly-by-Wire», то есть управляющие сигналы и сигналы контрольных датчиков обрабатываются бортовым компьютером и передаются по проводам в виде электрических импульсов, Прямая связь штурвала с рулями через гидросистему отсутствует. Собственно говоря, привычные штурвалы в самолетах компании Airbus также отсутствуют, вместо них применены кистевые ручки управления, наподобие джойстиков. Питание систем осуществляется от генераторов, раскручиваемых двигателями. В случае отказа двигателей минимально необходимый уровень безопасности обеспечивается аварийным генератором, приводимым в движение воздушной турбиной.

В 5:36 по Гринвичу, примерно через четыре часа полёта, в правом двигателе самолёта образовалась крупная утечка, и аварийная сигнализация сообщила о падении давления масла (oil pressure, так в оригинале статьи) в системе правого борта и топливном дисбалансе. Капитан принял решение устранить дисбаланс включением системы перекачки топлива, несмотря на то, что считал срабатывание сигнализации ложным. Таким образом топливо стало утекать и из левого бака. Так как течь была крупной, то нормальный балан не восстанавливался, топливо из обоих баков уходило за борт. Капитан и второй пилот приянли решение заходить на вынужденную посадку на авиабазу Лагес на Азорских островах.

В 6:13 по Гринвичу, через 28 минут после срабатывания сигнализации, правый двигатель остановился, лишенный топлива. Капитан Пише принял вывести на полную тягу левый двигатель и спуститься до 30 тысяч футов (9 150 метров), так как с одним работающим двигателем у самолёта не было возможности сохранять высоту своего эшелона. Тринадцать минут спустя остановился и левый двигатель – через четверть часа после срабатывания сигнализации о недостатке топлива, самолёт А-330 рейса 236 превратился в гигантский планер, находясь при этом над просторами Атлантики.

Без работающих двигателей, как уже было сказано, работа всей бортовой электроники и гидравлики зависела от воздушной турбины, работающей от набегающего потока воздуха. Пока Пише пилотировал, Дежагер контролировал вертикальную скорость – самолёт снижался со скоростью 2000 футов (600 метров) в минуту – и произвёл расчёт, согласно которому у экипажа оставалось 15-20 минут полёта до вынужденной посадки на воду.

Команда пилотировала лайнер около 10 минут минут, когда он, наконец, вошёл в зону видимости авиабазы Лагес. Пише пришлось совершить с неработающими двигателями серию манёвров с целью сбросить высоту и погасить скорость аэробуса. (При всём приэтом следует помнить, что у планера, каковым в данном случае являлся тяжёлый А-330, есть лишь одна возможность совершить заход и посадку). В конце концов пилоты выровняли самолёт по оси полосы 15/33 – однако в этот момент перед ними встала новая опасность: самолёт шёл в глиссаде со скоростью, сильно превышающей допустимую. После выпуска предкрылков и шасси скорость аэробуса составляла 200 узлов против рекомендованных 130-140 узлов.

В 6:46 по Гринвичу (2:46 по местному канадскому времени), через 20 минут после остановки двигателей, самолёт коснулся ВПП 15/33 со скоростью в 370 км/ч, торможение былдо возможно только колёсами, так как реверс тяги на неработающих двигателях, понятно, был невозможен. В результате экстренного торможения самолёт остановился на середине полосы, после чего началась эвакуация пассажиров. 16 пассажиров и двое членов команды получили травмы при эвакуации, двое из них – тяжелые, но не опасные для жизни.

Несмотря на то,что именно ошибка пилотов (перекачка топлива) послужила одной из причин инцидента, их опыт и мастерство позволили им удачно посадить самолёт и не допустить жиерт среди пассажиров и команды. Квебекская пресса объявила экипаж – вполне заслуженно – народными героями.

В процессе расследования выснилось, что к возникновению утечки топлива привела установка нестандартной детали в гидравлическую систему при сервисном ремонте правого двигателя. Между топливной и гидравлической магистралями не соблюдалось должное расстояние, и при вибрации трубка гидравлической магистрали задевала за топливопровод, что и привело к разрыву последнего. Техники, устанавливавшие деталь, докладывали инженеру о том, что деталь встаёт некорректно, однако руководством было принято решение выпустить самолёт в эксплуатацию с нестандартной деталью до прихода новой.

Также по результатам расследования в полетные руководства А-330 были внесены изменения, требующие проверки наличия утечки топлива до включения перекачки при топливном дисбалансе.

Полёт Air Transat 236:



Надо заметить, что пилотам и пассажирам сыграло на руку то, что воздушное пространство было загружено и трассу проложили южнее - а значит, ближе к Азорским островам - чем обычно.


http://en.wikipedia.org/wiki/Air_Transat_Flight_236 - оригинал статьи на Википедии

http://aviation-safety.net/database/record.php?id=20010824-1 - описание инцидента в базе данных aviation-safety.net.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
redrobroy
Nov. 3rd, 2007 04:47 pm (UTC)
занятно
tu2_167
Nov. 3rd, 2007 05:42 pm (UTC)
повезло...
d_f
Nov. 3rd, 2007 10:54 pm (UTC)
ещё была такая же история с нашим ТУ (154, если не ошибаюсь) только, в отличие от этих буржуев, наши садились в поле! правда, техника в том случае была исправной -- бортинженер собственноручно перекачал топливо куда-то не туда, а потом никто из экипажа не сообразил, что двигатели можно взять и завести...
avis_avis
Nov. 4th, 2007 06:24 am (UTC)
Найду - расскажу. Спасибо.
columb_us
Jan. 5th, 2008 04:16 am (UTC)
Было такое, в 70-х. Тогда жертвы были, но немного.

А, вот: http://aviation-safety.net/database/record.php?id=19780519-2
and061100
Feb. 9th, 2009 07:54 pm (UTC)
Похожий случай произошел с боингом 767 компании aircanada. Ему просто залили недостаточно топлива )))))) Посередине полета отказывают оба двигателя. Но самолет нормально спланировал на землю. Никто не пострадал )))) И опять Канада )))) И сажали его на ту же заброшенную базу!
Это было 23 июля 1983 года. Задолго до этого случая.
Вот видео: http://vkontakte.ru/video29824288_89132017


avis_avis
Feb. 10th, 2009 03:03 am (UTC)
Не на ту. AirTransat 236 сажали на действующую базу ВВС на Азорских островах, а "Планер Гимли" - на заброшенную базу в Канаде.
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

птичка
avis_avis
Игорь Евдокимов (Чижик)

Latest Month

May 2016
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow